Сергей Степнов президент Охранно-сыскной Ассоциции LIONS, Intelligence № 1 : "Сложившаяся на отечественном рынке безопасности статистика, на мой взгляд, не нуждается в комментарии - даже непрофессиональный наблюдатель легко заметит, что охранных структур в России больше, чем сыскных, минимум в 50 раз. Объяснить это нелогичное, казалось бы, соотношение довольно просто: несмотря на все наши усилия, частный сыск в России до сих пор находится практически в зачаточном состоянии."

ЧАСТНЫЙ СЫСК

в России

ПОПЫТКА АНАЛИЗА ОХРАНА И СЫСК - ИСТОРИЯ БРАКОРАЗВОДНОГО ПРОЦЕССА

Общая парадоксальность современной российской жизни коснулась и сугубо специфических проблем рынка частных силовых структур. В результате такое неделимое во всем мире понятие как “безопасность” в нашей стране странным образом разделилось на две автономные части - сыск и охрану. Между тем как элементарный жизненный опыт, подкрепленный многолетней практикой наших западных коллег, говорит о том, что отделять сыск от охраны не только нелогично, но и просто невыгодно. Я уверен, что сегодня многие усиленно занимаются охраной просто по инерции, сохранившейся с 90-92-го годов. Закон о частной детективной и охранной деятельности был только принят, рынок едва начал формироваться, и затраты в охране были просто минимальными. Достаточно было поставить на объект двух крепких молодцов с резиновыми дубинками, и все - охрана заработала. Поскольку лицензии охранникам не требовались, многие прекрасно обходились без специальной подготовки сотрудников. В цену услуг тогда не закладывались обучение в школах для получения сертификатов, затраты на лицензирование, учебные стрельбы, аренда спортзалов, форменное обмундирование, оружие, радиосвязь, содержание дежурной части. Словом, можно было прекрасно обойтись без того, без чего сейчас нельзя представить себе полноценно работающую охранную структуру. Да и конкуренция на формирующемся рынке не была такой жесткой, как теперь. Именно это вызвало уродливый перекос интереса в сторону охраны, а не сыска. Мало того, люди, только начинающие сегодня работать в охранном бизнесе, до сих пор находятся под гипнозом солидных прибылей и смехотворно низких затрат. Между тем нынешний охранный рынок буквально перенасыщен предложением, и вызвать к себе интерес можно либо высочайшим профессиональным уровнем работы (а это просто не может стоить дешево), либо снижением цен. Но последнее неизбежно повлечет за собой снижение качества охраны. Вот такой замкнутый круг. В те годы любой новичок на рынке безопасности понимал, что сыск - это априорные затраты. Возьмем минимальное сыскное агентство из 3-4 человек. Такое количество детективов способно проводить весь комплекс мероприятий, оговоренных в законе, - наблюдение, осмотры и т.д. Однако, во-первых, агентству потребуется автотранспорт, к тому же оснащенный необходимыми системами связи. Во-вторых, согласование действий различных экипажей - то есть центральный узел, дежурная часть. Потребуется изначальная информационная база, без которой в коммерческом сыске просто нечего делать. (Наша фирма нарабатывала такую базу с 91-го года - кропотливо, по крупице, - зато теперь мы можем с законной гордостью сказать, что владеем уникальным и одним из лучших в России информационных продуктов. И это не наша точка зрения, а мнение наших клиентов.) Перечисленные причины - необходимость высоких затрат при неопределенном экономическом “выхлопе” - заставляли и заставляют профессионалов шарахаться от частного сыска. Бывшие сотрудники правоохранительных органов, привыкшие к магическому воздействию красных корочек на окружающих, оказавшись вне государевой службы, часто просто теряются и не знают, как получить элементарную информацию. Начинают бояться, что частный сыск их попросту не прокормит. Что нельзя будет спрогнозировать количество и структуру заказов. Что заказов просто будет слишком мало. И в результате с сожалением, с болью уходят в охрану. Хотя прекрасно могли бы плодотворно заниматься любимым, интересным делом, которым с успехом занимались на прежней, оперативной либо следственной работе.

СТРУКТУРА ЗАКАЗОВ И БОЛЕЗНИ РОСТА На самом деле структуру и количество заказов спрогнозировать очень просто. 50 процентов звонков в каждую вновь созданную сыскную организацию - это просьбы помочь вернуть долг. Первый вопрос нормального честного детектива обычно следующий: “Что значит -”вернуть долг”? Вы хотите найти должника, он от вас скрывается?” В девяти случаях из десяти обратившийся прекрасно знает место жительства и работы своего должника, но хочет, чтобы на нечестного коллегу, так сказать, слегка “наехали”. Выслушав всю необходимую информацию о схеме работы по долговым обязательствам и поняв, что попал не по адресу, звонивший обычно теряет к разговору всякий интерес. Еще процентов 30 - звонки от обманутых мужей и жен. Я знаю, что некоторые мои коллеги не брезгуют заниматься подобной слежкой, но это не мешает мне всякий раз сообщать клиенту, что закон не позволяет нам вмешиваться в частную жизнь граждан. Незначительное количество звонящих (не более 2-5 процентов) обращаются с просьбами, на первый взгляд, абсолютно безобидными, но на деле таящими в себе явно криминальный душок. Предложение последить за должником (якобы с целью узнать, хорошо ли идут его дела и скоро ли он вернет деньги), определить круг его общения, состояние дел, определить места, где он часто бывает, может оказаться подготовительной работой для акции физического устранения. Иногда криминальная подоплека обнаруживается уже в ходе выполнения заказа, и тогда отказ несет за собой определенные материальные потери. 10 процентов обращается с просьбой разыскать без вести пропавших родственников, близких либо тех же должников. Это уже реальная работа, с которой частная сыскная организация может и должна справляться. И только 5 процентов людей, обращающихся к частным детективам в первые дни, - это клиенты, желающие провести работу по цивилизованной, законной проверке потенциального партнера либо конкурента. И наиглавнейшая задача молодой сыскной фирмы - превратить эти пять процентов хотя бы в пятьдесят. Каким образом? Формируя и воспитывая своего клиента всеми доступными способами. А таких способов, поверьте, не так уж мало.

КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Результатом успешной воспитательной работы будет следующее. (Я позволю себе привести в качестве примера собственную фирму, поскольку думаю, что за семь лет мы сумели пройти путь от новичков до надежных профессионалов). 80 процентов моих заказчиков - это те самые “воспитанные” клиенты. Обращаются они по наиболее, на мой взгляд, перспективным для частного сыщика направлениям: проверка желающих получить кредит, партнеров, конкурентов. Либо в случаях недобросовестной конкуренции, неправомерного использования товарных знаков. Это, с профессиональной точки зрения, достаточно интересная работа. Примерно те же 10 процентов - поиск без вести пропавших. Закон разрешает нам подобную деятельность, и поскольку правоохранительные органы завалены такой работой выше головы, частные детективные структуры должны уверенно чувствовать себя на этом поле. И еще 10 процентов - работа по конкретным уголовным и гражданским делам. Кстати, тоже вполне разрешенная законом деятельность. Это могут быть убийства, крупные кражи, но в основном - заказы по расследованию событий внутри замкнутого коллектива. Например, в фирме происходит событие криминального толка: кража денег, оборудования или умышленная порча этого оборудования, утечка информации или причинение ущерба “неграмотными”, а на самом деле тщательно спланированными действиями. Надо выявить злоумышленника. Как правило, фирмы, которые обращаются с заказами такого рода, достаточно крупны. Нами - путем опроса и сопоставления фактов - определяется круг возможных виновников. Еще и еще раз - при помощи сыскных мероприятий - устанавливается и минимизируется круг участников. Затем руководству предлагается проверка подозреваемых на детекторе лжи. В результате либо определяется виновник и материалы проверки передаются в правоохранительные органы, либо выясняется, что преступление совершил посторонний, а не сотрудник фирмы. А первичный, “невоспитанный” клиент в серьезной сыскной структуре - редкость.

ФОРМИРОВАНИЕ КЛИЕНТА Итак, каким же образом воспитать клиента? В первую очередь, в личной беседе. Сколько раз бывало: звонок, человек обращается с вопросом. Я отвечаю, что это пустяк, и что через четверть часа я с ним свяжусь. Перезваниваю, даю нужную информацию, он спрашивает, сколько это стоит. Отвечаю чистую правду: ничего не стоит. Мы занимаемся более серьезными делами. Следует естественный вопрос: а какими? И вот тут, если интерес не праздный, начинается наш клиент. Стараешься вести разговор так, что он понимает - то, что мы делаем, ему просто жизненно необходимо. Тем более, что это действительно так - сегодня успешно заниматься бизнесом без грамотной информационной “подсветки” практически невозможно. И любой здравомыслящий предприниматель понимает, что, заплатив всего 200 долларов, он может убедиться, что компания, с которой он собирается заключить контракт, не липа, и спать спокойно. Или наоборот - порвать с нечистоплотной организацией все отношения и сэкономить серьезные деньги. Кстати, сделав один заказ, клиенты почти всегда возвращаются снова. Но это уже показатель качества выполненного заказа. Клиент формируется и при помощи СМИ. В свое время сыск был так интересен журналистам, что они липли к частным детективам просто как мухи. И я, отрываясь от текущей работы, встречался с ними по три раза в день, чтобы разъяснить азы нашей профессии.

СВОБОДА ДЛЯ УМНЫХ Так почему же сыск в России так и остался в зачаточном состоянии? Ведь закон предоставляет частному детективу достаточно широкое поле деятельности. Что же еще надо российскому сыщику? Почему большинство из них смирилось с необходимостью подглядывать в чужие замочные скважины или работать на бандитов? Ведь стоит в своем регионе обратиться в серьезные коммерческие организации, занимающиеся, например, крупнооптовой торговлей, объяснить выгоду экономической “подсветки”, подсказать, как грамотно работать с клиентом, и не сразу, конечно, но вы получите нормальный клиентский рынок и престижную интересную работу.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЙ ТЕМНЫЙ ЛЕС Основная задача, которой сегодня просто необходимо заняться всем российским частным детективам, это создание единого информационного пространства. Во всем мире это давно уже привычное и всем понятное явление, а в нашей стране по-прежнему царит полная неразбериха. Отсутствие этого информационного пространства и есть причина бесчисленных мошенничеств и афер. Какая нормальная фирма станет подписывать договор с прожженным жуликом? Естественно, никакая. Но откуда получить сведения о порядочности вероятного партнера? Хорошо, если вы живете в крупном городе и сможете обратиться к серьезным детективам. А что делать жителям провинции? А частным детективам-одиночкам, которым масштабный заказ просто не по плечу? Нет единого информационного поля, значит, нет общедоступных сведений о неблагонадежных партнерах, а значит, это уже не поле, а темный лес. Конечно, велик соблазн понадеяться на то, что государство в интересах становления рынка создаст некий единый информационный центр, на базе торгово-промышленных палат составит черные и белые списки отечественного бизнеса. Но, во-первых, это потребует фантастических финансовых вливаний, оборудования, людских ресурсов. А во-вторых, наверняка закончится каким-нибудь грандиозным хищением. По крайней мере, так было всегда. Между тем частные детективы России вполне в состоянии создать необходимое им информационное пространство. И для этого не потребуется ни колоссальных финансовых вливаний, ни привлечения новых людей. Достаточно объединить усилия. Ведь каждый частный сыщик - самостоятельное звено. Причем самостоятельное и в финансовом плане. И совместная работа частных детективных структур поможет сделать отечественный бизнес более цивилизованным. К тому же, влившись в единое информационное пространство, детективы-одиночки перестанут быть таковыми. Они станут самостоятельными, автономными частями общего пространства, которое они будут создавать и в котором будут существовать и работать сами.

Hosted by uCoz